К чему приводят отрицательные ставки центробанков

              Два года назад Европейский центробанк опустил ключевые ставки ниже нуля, чтобы заставить людей тратить больше денег.
Регуляторы в Европе и Японии прибегли к отрицательным ставкам с одной и той же целью — стимулировать свои стагнирующие экономики. Но результаты заставили некоторых экономистов схватиться за голову.
Вместо того чтобы открыть кошельки, многие потребители и компании стали больше запасать на черный день. Когда госпожа Хоффман узнала, что ЕЦБ опустил ставку ниже нуля в июне 2014 года, она сочла это «сумасшествием» и тут же сократила свои расходы, стала откладывать больше денег и купила золото.
54-летняя Хоффман говорит: «Теперь мне нужно откладывать больше, чем раньше, чтобы накопить на пенсию».
Последние данные показывают, что потребители сберегают больше в Германии и Японии. В Дании, Швейцарии и Швеции, трех не входящих в еврозону странах с отрицательными ставками, уровень сбережений находится на самом высоком уровне с 1995 года, когда Организация по экономическому сотрудничеству и развитию начала собирать статистику в этих странах.
Компании в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке также стали хранить больше средств в наличной форме. Экономисты указывают на множество других возможных факторов, противодействующих политике центробанков: низкий уровень инфляции позволяет потребителям сберечь больше денег, стареющее население больше склонно делать сбережения, центробанки не смогли внятно объяснить свои действия.
Но вместе с тем крепнет подозрение, что частью проблемы являются сами отрицательные ставки. Эндрю Шитс из MorganStanley говорит: «Люди занимают и тратят больше сберегают только тогда, когда они уверены в будущем.
Но переход к отрицательным ставкам в условиях неопределенности, конечно, подрывает доверие». Переход к отрицательным ставкам был рискованным шагом центробанков, столкнувшихся с вялым восстановлением после финансового кризиса.
Успех или провал этого шага окажет значительное влияние на мировую экономику. Япония и Европа уже тратят большие суммы на скупку облигаций, чтобы стимулировать экономики своих стран, и у их регуляторов осталось очень мало инструментов.
#ФРС США вскоре, вероятно, поднимет ставку, но #ДжанетЙеллен говорила, что ФРС может перейти к отрицательным ставкам в случае кризиса в будущем. Банк Англии после неожиданных итогов референдума о выходе страны из ЕС снизил ставки до минимума за всю свою 322-летнюю историю, но заявил о нежелании переходить к отрицательным ставкам.
Некоторые главы центральных банков считают, что судить об эффекте отрицательных ставок слишком рано. Глава Банка Японии Харухику Курода говорил журналистам: «Эффект не будет заметен сразу, но постепенно он проявится».
Член совета директоров ЕЦБ Бенуа Куре заявлял в июле, что меры, включающие отрицательные ставки, «показывают свою эффективность при подъеме инфляции в среднесрочной перспективе и снижают общий уровень риска в экономике».
Низкие ключевые ставки должны стимулировать потребителей и компании тратить, снижая доход от сбережений и защитных активов, таких, как суверенные облигации.
Растущие траты должны создать спрос на товары, ускорить замедлившуюся инфляцию и подстегнуть экономический рост. Эффект отрицательных ставок принципиально не отличается для большинства людей.
Отрицательные ставки означают, что крупные коммерческие банки должны платить за возможность держать свои деньги на счетах в центральных банках, что заставляет их вместо этого давать средства в кредит.
Банки возмещают свои потери разными способами, в том числе снижая ставки по депозитам.
Кроме того, отрицательные ставки помогают Европе и Японии ослабить валюту, чтобы поддержать экспорт и ускорить инфляцию.
Но неко­то­рые эко­но­ми­сты по­ла­га­ют, что у от­ри­ца­тель­ных ста­вок есть неожи­дан­ный пси­хо­ло­ги­че­ский эф­фект: они сиг­на­ли­зи­ру­ют об опа­се­ни­ях от­но­си­тель­но про­гно­зи­ру­е­мо­го роста эко­но­ми­ки и спо­соб­но­сти цен­тро­бан­ков вли­ять на этот рост.
Карл Хам­мер, глав­ный ва­лют­ный стра­тег в SEB счи­та­ет: «(Это) сиг­нал по­тре­би­те­лю, что что-то не в по­ряд­ке — это кри­зис­ная мера».
Лассе Бох­ман, 63-лет­ний про­да­вец газет из Сток­голь­ма го­во­рит, что сама идея от­ри­ца­тель­ных ста­вок «дикая» и что она за­став­ля­ет его ско­рее боль­ше сбе­ре­гать для пен­сии, чем тра­тить: «Я лучше по­ло­жу день­ги в банк. Или под мат­рас».
В Гер­ма­нии, стране с круп­ней­шей эко­но­ми­кой в Ев­ро­пе, и из­вест­ным своей бе­реж­ли­во­стью на­се­ле­ни­ем, доля сбе­ре­же­ний по от­но­ше­нию к рас­по­ла­га­е­мым до­хо­дам до­мо­хо­зяйств вы­рос­ла, по дан­ным ОЕСР, до 9,7% в 2015 году и в этом году про­дол­жит рост до 10,4%.
Мно­гие немцы опа­са­ют­ся, что от­ри­ца­тель­ные став­ки пред­став­ля­ют угро­зу их за­па­сам на чер­ный день. ОЭСР про­гно­зи­ру­ет рост бы­то­вой эко­но­мии в Япо­нии, где от­ри­ца­тель­ные став­ки были вве­де­ны в фев­ра­ле этого года.
В I квар­та­ле доля на­лич­ных и де­по­зи­тов в япон­ских до­мо­хо­зяй­ствах вы­рос­ла на 1,3%. За этот же пе­ри­од объем на­лич­ных и де­по­зи­тов нефи­нан­со­вых ком­па­ний вырос на 8,4%.
По дан­ным Moody’s Investors Service, в де­каб­ре 2015 года со­во­куп­ные остат­ки на сче­тах нефи­нан­со­вых кор­по­ра­ций в Ев­ро­пе, на Ближ­нем Во­сто­ке и в Аф­ри­ке со­став­ля­ли было 921 млрд евро, уве­ли­чив­шись за год при­мер­но на 5%.
В то же время в 2015 году остат­ки на сче­тах со­став­ля­ли при­мер­но 15% от вы­руч­ки по срав­не­нию с 13% годом ранее. Росту сбе­ре­же­ний могут спо­соб­ство­вать и дру­гие фак­то­ры.
В Гер­ма­нии, на­при­мер, низ­кий уро­вень ин­фля­ции, вы­зван­ный по­де­ше­вев­шей нефтью и за­мед­ле­ни­ем роста, озна­ча­ет, что у людей по­яви­лось боль­ше сво­бод­ных средств для сбе­ре­же­ний, по­сколь­ку вещи, ко­то­рые они по­ку­па­ют, по­де­ше­ве­ли.
По мне­нию пре­зи­ден­та ЕЦБ Марио Драги, с уче­том ин­фля­ции став­ка, по ко­то­рой раз­ме­ща­ют­ся де­по­зи­ты сей­час, в сред­нем выше, чем в 1990-е годы. Дру­гие ру­ко­во­ди­те­ли ЕЦБ при­зна­ют, что от­ри­ца­тель­ные став­ки могут под­тал­ки­вать людей к уве­ли­че­нию доли сбе­ре­же­ний, так как те­перь им при­дет­ся боль­ше эко­но­мить, чтобы на­ко­пить ту же сумму средств за тот же про­ме­жу­ток вре­ме­ни.
По дан­ным ЕЦБ, про­цент­ные вы­пла­ты по сбе­ре­га­тель­ным сче­там в ев­ро­зоне на­хо­дят­ся на самом низ­ком уровне с 2000 года. В на­ча­ле 1990-х годов немец­кий вклад­чик мог удво­ить ка­пи­тал за счет про­цент­но­го до­хо­да за 9 лет, те­перь же для этого по­тре­бу­ет­ся 500 лет.
От­ри­ца­тель­ные став­ки уда­ри­ли и по пен­си­он­ным вы­пла­там. Пен­си­он­ные фонды и пен­си­о­не­ры, как пра­ви­ло, вкла­ды­ва­ют в го­су­дар­ствен­ные об­ли­га­ции в по­ис­ках на­деж­но­го до­хо­да. И этот доход ни­ко­гда еще не был мень­ше.
По дан­ным #BankofAmerica Merrill Lynch, об­ли­га­ции общей сто­и­мо­стью около 12 трлн дол­ла­ров сей­час имеют от­ри­ца­тель­ную до­ход­ность. При­быль от вло­же­ний ак­ти­вов Sampension, управ­ля­ю­ще­го пен­си­он­ны­ми на­коп­ле­ни­я­ми дат­ских гос­слу­жа­щих, сни­зи­лась до 0,2%, в то время как для под­дер­жа­ния вы­плат на ожи­да­е­мом уровне она долж­на была бы со­став­лять 3,5%, го­во­рит ди­рек­тор по ин­ве­сти­ци­ям Хен­рик Оле­яж-Лар­сен.
Эко­но­мист Ми­чи­ган­ско­го уни­вер­си­те­та Майлз Ким­балл счи­та­ет, что став­ки долж­ны быть сни­же­ны еще боль­ше. Если же людей пу­га­ют от­ри­ца­тель­ные став­ки, дело в неспо­соб­но­сти ре­гу­ля­то­ров эф­фек­тив­но об­щать­ся, а не в мо­не­тар­ной по­ли­ти­ке, по­ла­га­ет он: «Они долж­ны ска­зать, что это нор­маль­ный ин­стру­мент (мо­не­тар­ной) по­ли­ти­ки, и тогда люди не будут пу­гать­ся».
ставки
Источник: insider.pro

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s